6 января — Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
Канун праздника Рождества Христова – 24 декабря (6 января) – называется Навече́рием праздника. Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный. Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.
6 января – Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник – последний и особый день Рождественского поста. Особенность сочельника проявляется как в постной традиции, так и в богослужебной.
Богослужебными особенностями сочельника, если он не выпадает на субботний или воскресный день, являются чтение Царских часов, восьми паремий на вечерне, и соединение вечерни с Литургией. Царские (или Великие) часы совершаются трижды в году: в навечерии, т.е. накануне, Рождества Христова и Богоявления и в Великую пятницу. Они называются «царскими» потому в честь службы Великих часов Страстной Пятницы, в честь Царя-Христа. Царские часы, сохраняя структуру обычного прочтения часов, имеют особенность – дополняются стихирами, паремиями, прокимнами, а также чтением апостольских посланий и Евангелия. Вслед за чтением часов и изобразительных начинается вечерня. Так сложилось, что в современной практике вечерня совершается не вечером или во второй половине дня, а утром, соединяясь с Литургией. На вечерне читаются восемь (вместо трёх обычных) паремий, раскрывающих суть праздника Рождества. После этого вечерня переходит в Литургию святителя Василия Великого. После окончания Литургии на середине храма, перед иконой Рождества Христова, совершается славление – поются тропарь и кондак, особые торжественные песнопения, посвящённые празднику.