Богослужения в Неделю 11-ю по Пятидесятнице
В этот воскресный день Церковь прославляет преподобномученика Дометия Персянина и двух его учеников, преподобных Антония Оптинского, Пимена Многоболезненного, постника Печерского Пимена, Меркурия Печерского, епископа Смоленского, Ора Фиваидского, Феодосия Нового, Феодоры Сихловской, а также мучеников Марина и Астерия, преподобномученицы Потамии чудотворицы, и святителей Иерофея Венгерского и короля Венгрии Стефана I. Особо в это воскресенье выделяется праздник Собора Валаамских святых (переходящее празднование в первое воскресенье после 19 августа) и обретение мощей святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского. Об этом святом мы кратко и расскажем.
Святитель Митрофан (в схиме — Макарий) был первым епископом Воронежским. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан. Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде и через 3 года братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о поставлении им в игумены Митрофана, и просьба была исполнена. Ведя строгую подвижническую жизнь, святой Митрофан стал заботливым и снисходительным отцом для монахов, отвечавших ему уважением и послушанием. Этим монастырём он управлял десять лет, его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.
Когда о ревности подвижника узнал патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он возвёл его в 1675 году в сан архимандрита и поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV веке преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не только Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с его настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда по решению Московского Церковного Собора 1681-1682 годов была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым её епископом предложил назначить игумена Митрофана.
Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом.
Первый воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик. Поминая их за проскомидией, святитель Митрофан говорил: «Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией».
Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал её материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Пётр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих античных статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.