Неделя о слепом

Неделя 6-я по Пасхе — Неделя «О слепом». Во время Богослужения читается Евангелие от Иоанна (Ин. 9:1-38), которое повествует об исцелении Христом слепорожденного.
Евангелие дня Ин., 34 зач., 9, 1–38 И, проходя, Иисус увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
«Сегодняшнее Евангельское чтение — пишет свт. Николай Сербский — описывает одно из многочисленных чудес Божиих, чрез кои открывается любовь Христова к страждущим людям и еще раз проявляется Его Божество».

Не всегда, но чаще всего святоотеческая письменность поражает своей стройной логикой. Кажется, что с ней невозможно спорить. Что нет никаких контраргументов против тех доказательств, которые приводят святые. Но человеческий ум крайне удивителен. Далеко не всегда он принимает прозрачные разумные аргументы. Прекрасный пример такого рода — сегодняшний евангельский отрывок. В нем все очень просто. Есть от рождения слепой человек, которого исцелил Спаситель. Есть люди, которые задают ему вопрос об Исцелителе. Бывший слепой отвечает. Его слова вызывают непонимание. И все повторяется по кругу. Простота веры спорит с лукавым неверием. Вместе со зрением бывший слепой обрёл веру, которая дала ему возможность ясно видеть истину. У него все логично. Но эта логика недоступна его оппонентам. Виноват ли в этом бывший слепой? И виноват ли в этом Христос Спаситель? Нет, в этой слепоте ясно видящих от рождения людей виноваты лишь они сами. Достучаться и докричаться до них, увы, невозможно. Подобные им люди есть и сейчас. Бывает очень грустно, когда они отказываются понимать самые простые вещи, но, конечно же, нельзя их осуждать, ведь если допустить в себе осуждение и превозношение, то точно такая же участь может постигнуть и нас. Бог не только способен даровать зрение физическое и зрение духовное, даровать веру, Он также способен и их отнять. И сегодня — прекрасный день для того, чтобы помолиться о людях, чей разум помрачён и потому не даёт им увидеть истинность и спасительность Евангельских слов. Иеромонах Феоктист Игумнов.