Воскрешение праведного Лазаря
История о том, как Христос воскресил Лазаря, — одна из самых трогательных и загадочных в Евангелии. Мы часто слышим о том, что Христос исцелял больных, возвращал зрение слепым, даже воскрешал мертвых — дочь Иаира, сына вдовы из Наина. Но случай с Лазарем — особенный. Почему? Потому что Лазарь был мертв уже не один день. Четыре дня он лежал во гробе. Его тело уже начало разлагаться, а душа, по представлениям того времени, ушла в загробный мир, в так называемый шеол — место темное и печальное. Никто и никогда не возвращался из такого состояния. Даже пророки Ветхого Завета оживляли умерших только вскоре после их смерти, а тут — человек давно уже мертв и похоронен.
Но воскрешение Лазаря — это не просто чудо, которое должно было всех удивить. Эта история вызывает много вопросов. Почему Христос, зная о болезни Лазаря, не пришел сразу? Ведь если бы Он был рядом, Лазарь бы не умер. Об этом говорит Иисусу Марфа, сестра Лазаря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11:21). Почему Христос, Который Сам утешал людей, обещал утешить всех плачущих и жаждущих, позволил своим близким, Марфе и Марии, пережить такую боль и слезы? Почему Сам Христос заплакал, хотя знал, что через мгновение воскресит друга? Как вообще мог плакать Бог? На эти вопросы в Евангелии нет прямого ответа. Но они без сомнения очень важны.
Здесь, как ни в каком другом месте Писания, открывается одна из самых глубоких тайн — тайна Боговоплощения. Величие чуда, пред которым отступила сама смерть, несомненно свидетельствует о Божестве Иисуса. В богослужении праздника есть жалобная песнь ада, который немыслимо страдает от действия силы Божией и умоляет Лазаря, как свидетеля и провозвестника этой силы, которая скоро сокрушит окончательно адовы врата, как можно скорее уйти: «Молю тя Лазаре, ад рече, востани, изыди от заклепов моих скоро, отыди убо: добро бо мне единаго рыдати горце отъемлема, нежели всех, ихже прежде алча поглотих» (перевод: «Умоляю тебя, Лазарь, восстань, — ад сказал, — выйди из-за засовов моих скоро, уйди же: ибо лучше мне поскорбеть об одном, жестоко у меня отнимаемом, чем обо всех, кого я прежде алчно поглотил!»).
Эти слезы — первые капли в той чаши боли, которую Христос «выпьет» на Кресте. Уже очень скоро предельное самоумаление Бога ярко проявится в крестных страданиях и смерти Спасителя, а Божественная сила — в Его Воскресении. Скоро апостолы и все верные последователи Христа погрузятся в пучину печали и горя, которые через несколько дней сменятся радостным и победоносным кличем: «Христос воскрес!»