Закончено чтение Великого покаянного канона

Во всех православных храмах завершено чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского, который на первой седмице Великого поста разбивается на 4 части. Главная мысль этого канона — призыв к покаянию. Для нас покаяние очень часто ассоциируется исключительно с таинством исповеди, хотя исповедь — это уже некая кульминация процесса, который начинается когда человек осознаёт свой грех, когда он признаёт вину в нём, просит у Бога прощения ещё до того, как пришёл в храм под епитрахиль священника.

Перед тем, как принять исповедь, священник читает ряд молитв, и одна из них начинается словами: «Бо́же, Спаси́телю на́ш, И́же проро́ком Твои́м Нафа́ном пока́явшемуся Дави́ду о свои́х согреше́ниих оставле́ние дарова́вый, и Манасси́ину в покая́ние моли́тву прие́мый…». Здесь упоминаются два ярких примера человеческого покаяния из Священного Писания Ветхого Завета. Про царя Давида мы все более-менее в курсе, чем он согрешил и как именно его призвал к покаянию пророк Нафан и что стало плодом этого покаяния. А вот про Манассию, который также упоминается в этой молитве, знают гораздо меньше людей, хотя пример этот куда более впечатляющий.

Одна из молитв, читавшихся сегодня во время Великого повечерия,  принадлежит как раз этому человеку. Манассия унаследовал Иудейское царство в возрасте 12 лет и правил 55 лет. Иудейские правители не отличались особым благочестием: они словно состязались друг с другом в том, кто из них будет более других гневить Господа, кто больше зла сотворит во время своего правления. Это состязание в нечестии Манассия выиграл с разгромным преимуществом, хотя конкуренты у него были тоже весьма серьёзные. Манассия не просто почитал самых разных идолов, но и требовал от иудеев, чтобы они поклонялись чужим богам и даже поставил идола в Иерусалимском храме. О злодеяниях этого правителя в Писании говорится очень сжато, но сказано, что он добился того, что израильский народ по своим делам стал хуже всех окружавших его языческих народов.

Удивительно, но даже такого человека Господь призвал к покаянию. Манассия был взят в плен ассирийскими войсками, привезён в Вавилон и посажен в клетку. Будучи скованным цепями, и не имея возможности даже встать, он начинает переосмысливать прожитую жизнь и совершённые им злодеяния. Результатом этого переосмысления является как раз та самая покаянная молитва, которая входит в чинопоследование Великого повечерия. Она начинается словами: «Го́споди Вседержи́телю, Бо́же отец на́ших, Авраа́мов, и Исаа́ков, и Иа́ковль, и се́мене их пра́веднаго…». Удивительный по своим масштабам переворот произошёл с Манассией, и Господь освобождает его из плена. Манассия возвращается к своему народу и радикально меняет политику: истребляет идолов, стремится утвердить почитание Бога и жизнь по Его заповедям.